Деспоты не рождаются - их делает i творит толпа
Владимир Винниченко, украинский политический деятель, писатель

«Пливе кача» – реквием и предостережение

Под голоса «пиккардийцев» мы почитаем героев Майдана
5 марта, 2014 - 10:02
ВЛАДИМИР ЯКИМЕЦ: «ЕДИНСТВО НАРОДА — ЭТО ТО ПОЛЕ, В КОТОРОМ КОМПРОМИССЫ ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ С РАЗНЫХ СТОРОН, — С ВОСТОКА И ЗАПАДА, ЮГА И СЕВЕРА» /ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Давняя лемковская печальная народная песня «Пливе кача» уже более десяти лет в репертуаре нескольких исполнителей, в частности группы «Плач Єремії» и ее фронтмена Тараса Чубая, актеров Львовского театра им. Леся Курбаса, Марьяны Садовской, вокальной формации «Піккардійська терція»... Возможно, знали ее до настоящего времени не все. Сегодня же эта песня, спетая пиккардийцами, у всех без исключения на слуху, потому что олицетворяет боль, печаль... печаль по Небесной Сотне, потому что едва ли не каждого из невинно убиенных провожали в последний путь именно в сопровождении «Пливе кача»... Вечная память героям!

— Двенадцать лет назад, когда записывали эту песню, даже и не предполагали, что она будет звучать как траурная, — рассказывает «Дню» художественный руководитель «Піккардійської терції» Владимир ЯКИМЕЦ. — Нам важно было, чтобы люди помнили свой фольклор, а «Пливе кача», по нашему мнению, — лучший образец фольклора, поэтому мы хотели, чтобы благодаря нашему исполнению такие песни получали вторую жизнь. Я не знаю ни время написания этой песни, ни исторических обстоятельств, при которых она появилась на свет... Мы с ребятами пришли к выводу, что это — рекрутская песня, и, нам представляется, что она придумана и спета после нерадостных событий.

Что касается «Пливе кача» в нашем исполнении как траурное сопровождение Небесной Сотни, то с нами никто не советовался. Наконец, и не нужно было советоваться, мы бы не отказали... Я знаю, что «Кача» впервые положили на видеоряд после первых жертв на Майдане — Сергея Нигояна и Михаила Жизневского, потому что это была одна из самых любимых песен белоруса Жизневского...

Наша группа была на Майдане в Киеве до трагических событий 18, 19, 20 февраля. Мы приезжали и несколько раз исполняли Гимн Украины — и перед вече, и без вече, потому что считали это необходимостью — таким образом поддержать украинский народ, всех тех людей, которые стояли на Майдане.

— По твоему мнению, почему так долго молчали ученые, художники, то есть известные в Украине и уважаемые люди, к мнению которых мы всегда прислушивались, о событиях на Майдане? А их «прорвало» уже тогда, когда стало понятно, что Майдан победил?

— Те люди, которые должны были донести свои мессиджи, сделали это. Я говорю, в частности, о профессоре Иване Вакарчуке, актерах Театра имени М. Заньковецкой, которые несколько раз ездили на Майдан, поддерживали людей. По моему глубокому убеждению, не нужно делать обращений образца «поддержка ради поддержки», нужно было задекларировать план развития событий — тогда это бы было действенным и актуальным. А то, о чем ты говоришь, касается людей с двойной моралью — то есть они вроде бы поддерживают события и идеи, но в то же время занимают позицию ожидания, чтобы увидеть, чем это закончится.

Кстати, очень четко изменилась позиция телеканала «Интер» до 20 февраля и после (речь идет о прямом эфире программы «Касается каждого» 21.02.2014). Я говорю, в частности, о певице Наталье Валевской, которая два месяца назад выступала в поддержку власти, а в студии «Интера» она сидела вся в черном, будто в трауре. Это был знаменитый эфир, когда все пытались себя оправдать: говорить не о ненависти, а только о жертвах...

— Общаясь со многими людьми, делаю для себя вывод, что люди становятся другими, разделяя свою жизнь на два периода — до и после Майдана. Можешь ли ты о себе сказать, что теперь есть два Якимца — тот, который был до Майдана и после него?

— Нет. В моем сознании ничего не изменилось. Мне власть не нравилась и, допустим, три года назад, не нравится и сейчас. Я и теперь, и раньше, как могу, поддерживаю украинскую культуру. Я и раньше, и теперь очень хочу вступления Украины в Евросоюз. Другое дело, что определенные настроения после тех трагических событий обострились. Наверное, уже не по всем вопросам требовал бы теперь максимального компромисса. Потому что Небесная Сотня уже требует не компромиссов... Украина ныне в таком положении, что, пока мы не предпримем четкие верные шаги — как во внешней, так и во внутренней политике, как в экономике, так и в культуре и в образовании, в частности, Украина не возродится. Сейчас мы оказались на пороге войны с Россией, оккупацией Крыма, часть левобережья «украшается» сепаратистами трехцветными флагами РФ... Но я верю в лучшее и единую Украину.

Всем нам хочу пожелать единства, но единство не приходит само по себе, оно не появится по мановению волшебной палочки... Единство народа — это то поле, где компромиссы должны присутствовать с разных сторон — с востока и запада, юга и севера. Единство должно прийти благодаря пониманию, что мы, на западе, не хотим ничего плохого для людей на востоке. Мы должны говорить между собой не лозунгами, а умной мыслью, тогда и достигнем нужного компромисса... Есть большой пласт фольклора, о котором немногие знают, потому что в мире о нем нигде не говорят, по теле— и радиоканалах не крутят. Чтобы изучить историю страны, причины и последствия трагических событий, всегда обращаются к фольклору. Есть очень большой пласт, например, стрелецких песен, мы должны помнить людей, которые отдали жизнь за свою Родину. Так, Михаил Гайворонский, Роман Купчинский, Олесь Бабий, Юрий Шкрумеляк, Левко Лепкий оставили нам огромный пласт этой истории, просто мы об этом забыли, а наши государственные мужи никогда на это не обращали внимание. Боюсь, что после тех трагических событий, к сожалению, опять появится еще один пласт печальных песен. Кто-то напишет это от всего сердца, кто-то напишет потому, чтобы где-то засветиться. Какие-то песни будут исполнять и через сто лет, какие-то забудут через три дня! Но это будет новейшая история Украины. Если этот пласт культуры, который ныне появится, тоже забудется (так, как мы сейчас фактически уже забыли песни сечевых стрелков), то, к сожалению, потомки не сделали правильных выводов. Я бы очень хотел, чтобы все люди сделали правильные выводы из тех событий, которые ныне происходят в Украине.

Ныне будем исполнять «Пливе кача» вдвое чаще, чем до сих пор, но с таким посылом, что это не песня-реквием — это песня-предостережение. Хочу, чтобы все помнили тех людей, которые погибли за нашу свободу.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Рубрика: 
Газета: 
Новости партнеров